Сравнительно недавно на рынок вышла служба идентификации граждан для которой не нужно называть кодовые слова или паспортные данные при обращении в банк, искусственный интеллект распознает посетителя без этого. Подключается добровольная услуга, которая предполагает сбор базового набора данных: изображение – скан лица, тембр голоса. Расскажем, подробно, что такое биометрия, ее функционал на примере Сбербанка, плюсы, законодательную базу и конечно отдельно остановимся на минусах.

Что такое биометрия?
Любая физическая характеристика человека, которая отличает личность от других подобных.
Характеристики делятся на:
— Врожденные: отпечатки пальцев, радужка, ДНК, карта вен на ладони;
— Приобретенные: голос, манера письма, особенности походки, лицо.
Биометрические данные позволят распознать, безошибочно определить человека среди других.
Сбербанк с недавних пор стал участником Единой биометрической системы от Центробанка России. Система разработана, создана и обслуживается Правительством РФ.
Филиалам банка по всей стране теперь доступно экспресс-обслуживание без долгих проверок документов.
Достаточно только определенных данных:
• отпечатки;
• радужка;
• овал лица;
• манера письма;
• тембр голоса.
Подключение сервиса с присоединением основных документов позволит воспользоваться определенными услугами без визита в филиалы или дополнительных документов.

Для чего «Биометрия» Сбербанку?
Персональные характеристики человека являются альтернативой документам, удостоверяющим личность, таким как паспорт или водительские права. Благодаря подключению биометрии очные визиты в банк могут сократиться до минимума.
Пользователь сервиса может находиться за границей, однако иметь доступ к личному онлайн-кабинету, оформлению любых банковских продуктов, в том числе кредитных.
Повышение уровня защиты денежных средств. Услуга биометрии позволяет клиентам меньше беспокоиться за свои деньги, потому что персональные характеристики подделать намного сложнее. Когда с карты переводится большая сумма денег, банк может удостовериться, что именно владелец, а не злоумышленник осуществляет перевод средств. Удостоверение личности в таких случаях проводится посредством звонка, а также датчиков, которые расположены на телефоне.
Удобная оплата. Специальные терминалы, созданные с учетом сервиса биометрии, появляются на рынке. Стоит только взглянуть на датчик, который расположен на терминале, оплата завершится.

Как это работает?
1. Камера считывает, структурирует особые черты человека.
2. Создан шаблон, который содержит информацию о чертах лица конкретного человека. Изображение сравнивается с шаблоном.
3. Фото или грим не подделает исключительно индивидуальные характеристики, такие как: движение губ, рисунок век.

Как подключить?
При каждом посещении отделения Сбербанка сотрудник предлагает подключение услуги. Алгоритм для действующих пользователей будет выглядеть следующим образом:
1) Действующие держатели карты предоставляют паспорт РФ и непосредственно расчетный продукт сбербанка.
2) Сотрудник проводит идентификацию клиента. Необходимо установить личность посетителя и принадлежность к предоставленному банковскому продукту.
3) Открытие личного кабинета госуслуги. Если данные утеряны, потребуется восстановление, вход в личный кабинет. Заполнение бланка заявления, отправка;
4) Подтверждение согласия на предоставление уникальных физических характеристик, сохранение шаблона для последующего использования.
5) Сбор характеристик (портретное фото, подобное паспортному и запись голосового сообщения). Сообщение предполагает счет от 0 до 9 и обратно, либо случайная комбинация.
6) Получение SMS с подтверждением.

Использование созданных данных
Учетная запись, которая была создана на базе ЕБС и подтверждена паспортными данными, дает доступ, в том числе и к другим сервисам. Сюда могут входить любые финансовые учреждения, имеющие отношение к системе.
Достоинством услуги является отсутствие необходимости в произношении словоформы или данных из документов в будущем. Применяется при обращении на горячую линию банков-участников программы.
Спустя пару секунд искусственный интеллект распознает характеристики и поздоровается, упомянув имя и отчество пользователя.
Необходимость получения кредитного продукта аналогично была упрощена с помощью биометрии.
А) использование логина и пароля системы (зайти в личный кабинет банка);
Б) считывание лица камерой (посмотреть в камеру телефона);
В) указать персональный код (кодовое слово, созданное при оформлении);
Г) дождаться распознавания системой (буквально несколько секунд понадобиться сервису, чтобы распознать обратившегося);
Д) зарегистрировать заявку на продукт или услугу банка (не нужно идти в банк, стоять в очереди).

Уровень необходимости подключения
Служба «Биометрия» является добровольным решением. Любой человек может отказаться предоставить свои данные банку и продолжить обслуживаться на стандартных условиях. Несмотря на добровольность операции, некоторые услуги банков уже не доступны без подключения услуги.

Достоинства сервиса
• ускоренное обслуживание (минимум визитов в отделение, отсутствие очередей);
• дополнительное направление защиты персональных данных (такие физические характеристики как тембр голоса или слепка лица практически невозможно подделать);
• повышение скорости оплаты через специальный терминал;
• высокая степень защиты, определение личности по тембру голоса.
Законодательная база
1. Закон «Об информации, ИТ и о защите информации».
2. Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
На этапе разработки находится законопроект, который будет регулировать расширение функционала услуги, сферы деятельности. Будет расширен список сервисов, которые будут иметь возможность предоставлять услугу через ЕБС.

Стоит ли бояться предоставлять свои данные?
Система ЕБС разработана и создана правительственными учреждениями. Назначение услуги – не следить за жителями страны, а расширение возможностей ввиду обстановки с пандемией, сокращение уровня мошенничества с банковскими продуктами на территории РФ.
Данные системы хранятся как зашифрованные файлы, которые очень сложно привести к первозданному виду и использовать для разных целей. Специалисты считают, что услуга важна и нужна тем, кто активно использует различные банковские продукты и любит использовать что-то новое. Для остальных система особого интереса пока не представляет.
Глобальное исследование показало, что лидеры рынка по всему миру инвестируют в создание биометрии, улучшение показателей таких систем, расширение функционала и новые разработки.

Казалось бы, что использование биометрии — это то добро, которое необходимо человечеству для упрощения его жизни и надежности для сохранения личных данных. Необходимо посмотреть и на минусы этого «добра». Перечислим их кратко, а о последствиях предлагаем додумать вам самим.
Добровольно передавая властям и корпорациям свои лица, отпечатки пальцев, подписи, местоположение на смартфонах и кучу другой персональной информации, мы в некотором роде лишаем себя права на частную жизнь. «Большой брат» будет знать о вас всё.
Гарантия безопасности и надежности хранения. А что будет, если произойдет утечка таких важных данных? Про скандалы, связанные с хакерские атаками говорят и пишут каждый день.
Власть. Вы только представьте, какую власть дает знание личной информации одного человека над другим?! А теперь посмотрите на это в рамках целой страны с населением более 145 миллионов человек.
Если пальцы грязные, если рука забинтована, идентификация невозможна. Уверен, что вы сталкивались с ситуацией, что смартфон отказывается принимать легальный идентификатор: вы прикладываете палец, а вас не пускает. В принципе это не проблема, вводишь ПИН-код.
Мало ли случаев, когда человек не совсем в тех условиях, когда сдавал биометрию: простуда, аллергия, стресс или вчерашний веселый праздник. А если при этом, биометрическая аутентификация будет единственным способом аутентификации, такая ситуация может доставить серьезные неприятности или, как минимум, заставит понервничать.

Неизвестность и глобальные обновления всегда по началу вызывают недоверие. Ситуация с введением биометрических данных не исключение.
Совсем скоро на базе сервиса будет работать большинство компаний, уже сейчас крупные банки используют информацию для работы по упрощению взаимодействия с клиентами. Возможно, совсем скоро это станет новой революцией сферы высоких технологий. Вопрос: будет ли это во благо?

Добавить комментарий