perfvsgtx

Особенности архитектуры Nvidia GeForce RTX 3050

С последних анонсов видеокарт компании Nvidia прошло уже более полугода, а самая недорогая (до недавнего времени) модель новой линейки GeForce RTX 3060 и вовсе вышла уже почти год назад. Но в семействе оставалось место для еще более дешевой видеокарты этого поколения, которую мы сегодня и рассмотрим — GeForce RTX 3050.

Видеокарты с цифровым индексом 50 в имени всегда обеспечивали минимально достаточный уровень производительности за приемлемую цену. Неудивительно, что три из пяти самых популярных видеокарт у игроков по статистике Steam — это именно GTX с индексом 50, и одна из самых успешных моделей в этом списке — GeForce GTX 1050, вышедшая еще в 2016-м. Во время выхода она обеспечивала 60 FPS и более в играх своего времени, но сейчас эта модель уже порядком устарела, а современные игры требуют все большего от графических процессоров.

В разрешении Full HD при высоких настройках уже не хватает производительности столь популярных бюджетных видеокарт прошлого, как GTX 1050 Ti и GTX 1050, и даже GTX 1650 во многих играх способна дать от силы 30 FPS. Неудивительно, что Nvidia хочет продавать то, что может заменить эти недорогие решения и способно дать массам попробовать некоторые эффекты, использующие трассировку лучей, пусть и на самом начальном уровне.

Видеокарта RTX 3050 в схожих условиях в разрешении Full HD обеспечивает уже как минимум 60 FPS, а в некоторых играх и до 100—120 кадров в секунду. В каких-то игровых проектах можно будет даже включить трассировку лучей, но исключительно в связке с масштабированием разрешения DLSS — в указанных выше играх получится 60—90 FPS, что вполне приемлемо и комфортно.

Модель GeForce RTX 3050 приносит уровень производительности и возможностей архитектуры Ampere (это аппаратная трассировка лучей и тензорные ядра, полезные хотя бы из-за масштабирования DLSS) на ценовой уровень ниже, что в теории означает больший охват и большее потенциальное количество пользователей, получивших эти возможности. Увы, все это лишь потенциально и в теории — из-за майнерской лихорадки, которая смешала все карты. Реальная розничная цена RTX 3050 куда выше цен на GTX 1650 и GTX 1050 во время их выпуска. В любом случае, аппаратная трассировка лучей в графических процессорах Nvidia этого уровня появилась в RTX 3050 впервые.

GeForce RTX 3050 содержит 2560 CUDA-ядер, что более чем вдвое больше, чем в GTX 1650, и поэтому новинка обеспечивает гораздо более высокую производительность. Важна также и поддержка других возможностей: разъемов вывода стандарта HDMI 2.1, обеспечивающих вывод в 4K-разрешении при 120 Гц с поддержкой HDR, поддержка декодирования видеороликов формата AV1, обеспечивающего лучшее сочетание коэффициента сжатия и качества картинки по сравнению с привычными H.264, HEVC и VP9.

Решения Nvidia, основанные на архитектуре Ampere, отличаются от видеокарт прошлой архитектуры Turing тем, что они обеспечивают заметно более высокую производительность — благодаря оптимизации и производству по более тонкому техпроцессу, игровые решения новой архитектуры примерно в полтора раза быстрее аналогичных Turing в традиционных задачах растеризации, и до двух раз быстрее при трассировке лучей. Так что модель RTX 3060 при определенных условиях может стать неплохим вариантом апгрейда для обладателей популярных ранее решений, вроде GTX 1050 и GTX 1050 Ti.

Имя новой бюджетной видеокарты поколения RTX 30 соответствует принципу наименования решений компании, она занимает нижнее положение в линейке — под RTX 3060, отличаясь от нее как раз индексом уровня производительности. Рекомендованная цена GeForce RTX 3050 составляет $249, или 24990 рублей, что заметно ниже цены RTX 3060, но мы в очередной раз оговариваем то, что в нынешней ситуации эти суммы не имеют ничего общего с реальностью, розничные цены уже выше.

Прямыми конкурентами для RTX 3050 у AMD можно считать Radeon RX 6600 и RX 6500 XT, по рекомендованным ценам она между ними. Но вышедшая совсем недавно RX 6500 XT явно менее производительна, пусть и продается заметно дешевле. На ее фоне, GeForce RTX 3050 кажется очень неплохим вариантом для многих потенциальных покупателей. Да, их цены отличаются на четверть, видеокарта AMD дешевле, но большое количество потенциальных пользователей предпочтет немного переплатить, чтобы не иметь проблем ни с объемом видеопамяти в 4 ГБ, ни с ее невысокой пропускной способностью, ни с потенциальной нехваткой пропускной способности PCIe, связанной в том числе с небольшим объемом локальной памяти.

Еще раз уточним, что все рассуждения о ценах — лишь теоретические, ибо рынок видеокарт давно находится под воздействием майнерской лихорадки и дефицита GPU, поэтому вменяемых цен, близких к рекомендованным, мы не скоро увидим и на такие не особо интересные для майнеров решения, как RTX 3050. Да, у нее 8 ГБ сравнительно быстрой памяти, что хорошо для майнинга эфира, но она все так же искусственно ограничена по скорости майнинга эфира, и поэтому, даже несмотря на появившиеся методы частичного обхода этого ограничения, покупка RTX 3050 для майнинга сейчас вряд ли выгодна, так как сроки окупаемости отодвинулись на долгие месяцы.

Потребление энергии видеокартой RTX 3050 составляет до 130 Вт, что на 40 Вт меньше, чем у модели RTX 3060. В теории, можно обойтись одним 6-контактным разъемом дополнительного питания, но в реальных видеокартах партнеров чаще всего используются 8-контактные. Как и у GeForce RTX 3060, у новинки нет варианта Founders Edition самой Nvidia. Для наименее мощных GPU они не делают своих карт, зато партнеры компании сразу выпустили множество решений собственного дизайна, включая разогнанные варианты, имеющие массивную систему охлаждения с тремя вентиляторами

Что касается доступности видеокарт в розничных магазинах, то они появляются там периодически, но цены пока что изрядно завышены. Вместе с вами, нам остается только надеяться на то, что со временем проблемы недостаточного объема производства чипов и карт и огромного спроса на них решатся, и желательно как можно скорее. Пока же новинку придется еще поискать в продаже, и уж тем более будет трудно найти ее по приемлемой цене.

Архитектурные особенности и технологии

GeForce RTX 3050 использует графические процессоры GA106, известные нам по RTX 3060, просто еще сильнее урезанные. Эти GPU производятся на фабрике Samsung с применением техпроцесса 8 нм, как и старшие чипы. Через какое-то время производство может перейти на другую модель графического процессора — GA107, который также содержит 2560 CUDA-ядер и поддерживает восемь линий PCI Express, он и меньше по размеру и дешевле в производстве. Временно используя в RTX 3050 урезанный GA106, а не GA107, на котором основаны мобильные решения аналогичного уровня, компания упростила производителям разработку новых моделей видеокарт.

Как и остальные графические процессоры компании, чип GA106 состоит из укрупненных кластеров Graphics Processing Cluster (GPC), которые включают несколько кластеров текстурной обработки Texture Processing Cluster (TPC), содержащих потоковые процессоры Streaming Multiprocessor (SM), блоки растеризации Raster Operator (ROP) и контроллеры памяти. Полный чип GA106 содержит три кластера GPC и 30 мультипроцессоров SM — по 10 штук на каждый кластер. GPC содержит по пять TPC, состоящих из пары SM и движка PolyMorph Engine для работы с геометрией.

Полная версия графического процессора GA106 содержит 3840 потоковых CUDA-ядер, 30 RT-ядер второго поколения и 120 тензорных ядер третьего поколения. Подсистема памяти нового GPU включает шесть 32-битных контроллеров памяти, что дает 192-бит в целом.

Но для модели GeForce RTX 3050 используется урезанная на треть версия графического процессора GA106, в которой отключен один GPC и пара 32-битных контроллеров памяти вместе с частью L2-кэша. Соответственно, он содержит 2560 CUDA-ядер, 20 RT-ядер и 80 тензорных ядер. Текстурных блоков в этой модификации 80 штук, а количество блоков ROP урезано до 32. Подсистема памяти новой версии GPU включает четыре 32-битных контроллера памяти, что дает нам 128-битную шину в общем. Соответственно, была урезана по объему и кэш-память второго уровня, которой в этой модификации осталось 1,5 МБ.

GeForce RTX 3050 имеет 8 ГБ GDDR6-памяти, которая подключена по 128-битной шине, что дает 224 ГБ/с пропускной способности, и это достаточно для решений такого уровня. Видеопамяти на новом решении решили поставить 8 ГБ, а не 4 ГБ, как это сделали конкуренты для чуть менее дорогой видеокарты RX 6500 XT. Такой ход может стать достаточно важным преимуществом даже для видеокарт такого уровня, так как современные игры даже в Full HD-разрешении могут использовать более чем 4 ГБ видеопамяти. У RTX 3050 же в наличии полновесные 8 ГБ памяти с 128-битной шиной, что позволило установить не самые скоростные чипы памяти, работающие на эффективной частоте в 14 ГГц, и в этом у RTX 3050 будет явное преимущество перед RX 6500 XT.

При сравнении RTX 3050 и RX 6500 XT мы можем лишь повторить то, что писали в обзоре видеокарты AMD — мы считаем, что эта компания слишком сильно урезала возможности и производительность чипа Navi 24 в попытках минимизировать его размер. Даже сравнение теоретических показателей этой пары видеокарт показывает, что RTX 3050 победит во всех случаях, а иногда сможет составить конкуренцию RX 6600. Также интересно сравнение RTX 3050 и RTX 2060, но с другой стороны — вторая интереснее для майнеров, так как быстрее в этом деле, и это освобождает путь RTX 3050 к геймерам, вполне возможно. Осталось лишь дождаться снижения реальных цен, которые и станут решающим фактором для многих пользователей.

Как и ее главный конкурент на рынке, компания Nvidia применяет в бюджетных решениях урезание количества доступных линий PCI Express, но хотя бы не такое радикальное как четыре линии у Radeon RX 6500 XT — GeForce RTX 3050 урезана лишь до восьми линий. Негативные эффекты от урезания может и будут, но не такие явные, как при урезании до четырех линий, и то только при использовании устаревших системных плат с PCIe 3.0, в более новых все будет в порядке в любом случае. Nvidia объясняет свое решение тем, что это позволит им использовать другие чипы на всем протяжении существования продукта на рынке. Иными словами, они оставляют возможность использования другого варианта GPU — GA107, известного по мобильным решениям.

Архитектурные особенности семейства Ampere, включая изменения в мультипроцессорах SM, блоках ROP, системе кэширования и текстурирования, тензорных и RT-ядрах, были подробно рассмотрены нами в теоретическом обзоре GeForce RTX 3080. Все эти улучшения привели к достижению довольно высокой энергоэффективности, вся архитектура Ampere делалась с упором на это, включая доработанный техпроцесс Samsung, дизайн чипов и печатных плат, оптимизацию ПО и многое другое. Что получилось у Nvidia конкретно в случае RTX 3050 — мы узнаем в практических частях материала, ответив на главный вопрос — достаточно ли производительности у урезанного GA106, особенно при трассировке лучей?

Ничего не изменилось у GeForce RTX 3050 в плане поддержки стандарта вывода изображения HDMI 2.1 и аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1. Они поддерживаются всей серией GeForce RTX 30, включая новинку. Разъемы стандарта HDMI 2.1 позволяют подключить устройства с 4K-разрешением и частотой обновления в 120 Гц или 8K с 60 Гц, а аппаратный декодер AV1 обеспечивает просмотр онлайн-видео в лучшем качестве, по сравнению с известными форматами, вроде H.264, HEVC и VP9.

Конечно же, RTX 3050 обладает поддержкой алгоритмов масштабирования изображения DLSS и NIS (Nvidia Image Scaling), которые позволяют повысить производительность рендеринга в определенном разрешении. И если NIS — это хоть и качественное, но все же обычное масштабирование, то постоянно улучшающаяся технология DLSS использует искусственный интеллект и обеспечивает очень высокое качество картинки при серьезном приросте в FPS. Эта технология поддерживается в полутора сотнях игр и приложений, треть из которых вышла за прошлый квартал. В этот список входят такие популярные проекты, как Fortnite, Minecraft, Call of Duty: Warzone, Red Dead Redemption 2, Metro Exodus и Cyberpunk 2077, а самые свежие анонсы добавления DLSS в игры были связаны с Call of Duty: Vanguard, Horizon Zero Dawn, God of War и Escape from Tarkov — хитовые и культовые игры.

Что касается поддержки аппаратной трассировки лучей, то она постепенно становится все более распространенной в играх. Если добавить к ней еще и DLSS, то за последнее время их поддержку получили более чем 150 игр, и теперь их стало более 200. Мы считаем, что важнейшей и полезнейшей особенностью RTX 3050 является даже не трассировка лучей, а именно DLSS — с трассировкой или без, эта волшебная технология позволяет повысить производительность чуть ли не в пару раз почти без потерь в качестве картинки!

Технология DLSS поддерживается сейчас во многих играх и без трассировки лучей, вроде Red Dead Redemption 2 или God of War, и очень хорошо себя показывает в реальном применении. При этом, метод масштабирования разрешения AMD FSR не может быть прямым конкурентом технологии, как и Nvidia NIS, поскольку это всего лишь довольно простые фильтры масштабирования. Результат работы DLSS значительно качественнее, а иногда даже и лучше родного разрешения — мы недавно проводили большое исследование.

Как и остальные решения линейки, GeForce RTX 3050 поддерживает и другие полезные технологии Nvidia, как Reflex и Broadcast. Технология Nvidia Reflex служит для снижения задержек для соревновательных многопользовательских игр, ее включение помогает реагировать быстрее и целиться точнее. По результатам тестов, использование Reflex оптимизирует задержки вывода и помогает повысить точность стрельбы в многопользовательских играх.

Не забываем и об ускорении приложений для создания цифрового контента при помощи платформы Nvidia Studio — которая включает и специализированные драйверы, и SDK и поддержку GPU-ускорения в таких популярных приложениях, как Adobe Photoshop, Blender и Davinci Resolve. Вся серия GeForce RTX 30 обеспечивает более высокую скорость рендеринга и возможности искусственного интеллекта, а также использует уже упомянутый кодировщик видеоданных.

После того, как мы познакомились со всеми теоретическими характеристиками и возможностями новой видеокарты компании Nvidia, самое время взглянуть на нее, прежде чем приступить к тестам.

Добавить комментарий